Мощные упражнения по тренировки памяти и внимания. Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки

Что-то с памятью моей стало.... Знакомо? Да, "тут помню - тут нет..." близко почти всем категориям людей всех возрастов. Память и внимание часто дают сбои и мы сокрушённо качаем головой: Что делать...?

Что такое память?

Память и проблемы с ней

Память – психическая форма нервной и умственной деятельности человека по удержанию, накоплению, хранению и воспроизведению всей информации, которую организм пропускает через свои органы восприятия.

Процесс ослабление памяти называют гипомнезией . Обычно проблема возникает с возрастом или как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии, болезни Альцгеймера и так далее).

Однако зачастую на ослабление памяти жалуются здоровые и молодые люди. Здесь важно не путать болезнь с избирательностью нашей памяти и вниманием.

Замечали, что при знакомстве тут же забываете названные , это происходит оттого, что в этот момент, мы считываем информацию о человеке, которого видим. Срабатывает стереотип: практически все для нас знакомы, и мозг отключается в этом направлении, цепляясь и останавливаясь на других фактах. Здесь следует лишь чуть сконцентрировать своё внимание на нужные моменты.

Так что, если вы только что поговорили с человеком и забыли его имя или сообщённый им адрес - это не повод бежать к врачу. Зачастую так проявляет себя способность головного мозга сортировать более и менее важные для нас аспекты информации. А вот если вы, поговорив с человеком, и спустя время не можете вспомнить о чём в разговоре он вас просил - следует насторожиться и подумать о лечении...

Тест память и внимание

Или ещё один быстрый тест на память с помощью таблиц Шульте, используемых для скорочтения. В течение 10 секунд посмотрите на таблицу. Затем закройте её и запишите числа, которые запомнили:

Результаты теста:

  1. Если вам удалось запомнить 10 и более чисел, вас можно поздравить, у вас отличная память!
  2. Человек с удовлетворительной памятью запоминает 6-7 чисел.
  3. Если меньше - память снижена.

Простое и всегда доступное упражнение - решение математических примеров.

Считайте "в уме" всюду: перед кассой супермаркета, вычисляя скидку с ценников при акциях, чаевые в ресторане или обдумывая бюджет на месяц - всё это тренирует мозг.

В течение двух минут постарайтесь запомнить как можно больше записанных ниже слов. Затем запишите все слова, которые вспомните, и сосчитайте. Повторяйте упражнение каждый день, следите за прогрессом.

Причины нарушения памяти

Причин нарушения памяти, как и любого физиологического процесса организма, несколько. Вот те, всем известные внешние причины, которые пагубно сказываются на общем здоровье человека и, в частности, на ослабление памяти:

  1. Плохая экология , загрязнённость воздуха, которым дышим. Для деятельности мозговых клеток нужен кислород, который всё больше становится проблематичным в нашем загазованном городе.
  2. Некачественный сон , частые проявления , ведь именно во сне происходят в организме все восстановительные процессы. Особенно важен здоровый, беспрерывный сон, который должен обязательно начинаться до 24 часов и заканчиваться в 6 - 8 часов утра.
  3. Информационная перегрузка , которую испытываем мы все: интернет, радио, телевидение. На мозг неожиданно сваливается нескончаемый поток информации или человек сам забивает его ненужным «хламом».
  4. Психологическая усталость , нервные перегрузки -истчоники ухудшение памяти.
  5. Многим знакомая банальная лень , когда человек, тот же студент, ещё недавно хранивший в голове массу информации, окончив учёбу, перестаёт читать, считает с калькулятором, все записи дел ведёт через блокнот. Головной мозг перестал получать сигналы к запоминанию, он напрочь отключается и человек уже забывает порой как его зовут 🙂 .
  6. Некачественное питание , недостаток , отсутствие натуральных продуктов, употребление в пищу еды, в которой много консервантов, пищевых добавок, красителей.
  7. Курение не способствует качеству здоровья, ухудшает память. Причём экспериментально установлено: у людей, уменьшивших дневное количество сигарет или бросивших курить заметно улучшилась память.
  8. Возрастное явление утраты памяти, объясняется затруднённость кровотока в сосудах головного мозга, плохим кровообращением. Как бы прискорбно не звучало, но медики считают вполне допустимым явлением - возрастное ослабление памяти.

Как видите, все причины внешние, ни слова о генетике, так что память, данную природой, любой человек при желании может улучшить.

Как улучшить память и внимание в домашних условиях

Тренировать память - лучший способ её улучшить. Легко, так же как тренируем свои мышцы, можем тренировать и внимание.

Посмотрите внимательно в течение 3-5 секунд на двух-трёх людей, отвернитесь в сторону и спросите себя о том, что удалось запомнить: какого цвета куртка у первого, шапка у второго и какой длины волосы у третьего.

Собираетесь в Гипермаркет, составляете список покупок, боясь забыть. Неплохо, положите его в дальний карман. Ходите по залу и вспоминайте, что нужно купить и только перед кассой сверьте содержимое корзины с о списком.
Ниже кратко приведена методика улучшения памяти И.И.Полонейчика - руководителя Центра интеллектуальных технологий, признанной сегодня самой успешной на постсоветском пространстве. Она называется системой накопления. Суть работы методики в следующем:

  • Будите свои мозги, смените род занятий, расширьте сферу интересов, увлечений. Если вас интересуют инвестиции, переключитесь на политику, культуру, здоровое питание или искусство.
  • Читайте книги, учите стихи, заучивайте отрывки из прозы, которые запомнить особенно трудно. И важно, чтобы стихи были хорошие, лучше классика, ведь мозг наш очень избирателен, но не менее важно, чтобы эти стихи вам нравились.
  • Решайте кроссворды. Здесь важно, чтобы процесс приносил удовольствие, доставлял радость вам, тогда и будет успех.
  • Высчитайте дату календаря по дням недели и наоборот. К примеру, сегодня среда 1о мая, а в пятницу через неделю какое будет число?(19!) Или 23 мая придётся на какой день?
  • Назовите за 30 секунд 30 названий стран, городов, столиц государств, рек и озёр. Или придумайте за 30 секунд 30 слов в порядке алфавита. Здесь очень важна скорость. Пусть 30 за 30 не удастся, но мозг будет работать и это уже даст результат.
  • Установлено, что очень важно разнообразить род своих занятий, что стимулирует установление в мозге новых связей нервных клеток, и вызывает даже рост этих клеток, способствуя повышению уровня памяти.
  • Запоминание снов и воспроизведение их в период бодрствования улучшает работу мозга.

Память наша инерционна, поначалу вы будете забывать про эти упражнения, вас будет одолевать лень, но возьмите это под контроль и уже через две, максимум три недели вы заметите результаты.

Компьютерные игры для развития памяти и внимания

Хорошо тренирует память, развивает мышление и внимание компьютерные игры. Важно, чтобы это были не простые игрушки, а разработанные специалистам и и отвечающие медицинским требованиям. Такие игры можно найти на проекте BrainApps.ru. их тренажёры разработаны совместно с учеными из МГУ им. Ломоносова.

Не менее эффективны способы тренировки памяти, приведённые на картинке ниже. Они веселее, а значит делать их будет интересней. Картинки кликабельны.

Акупунктура - древний способ улучшения памяти

Акупунктура - массаж биологически активных точек на теле человека, активизирующих кровообращение.
Рекомендуется воздействовать на следующие точки:

«Середина человека» (точка рензонг)- точка между верхней губой и носом,

«Союз ста» (точка байхюи), находящаяся на макушке головы.

«Ворота разума» (точка шенмен), у запястья на уровне мизинца.

Пальчиковая гимнастика для памяти

Упражнения с пальцами обеих рук повышают память и развивают интеллект. Полезно массировать основание больших пальцев.

Японские упражнения для памяти

Всем известно, что японцы рекордсмены по продолжительности жизни. Японские медики уделяют вопросам памяти и внимания своих пациентов много времени и разрабатывают специальные методики.

Японцы доказали, что устный счёт хорошо улучшает память, дети считающие в школе «в уме» гораздо умнее и обладают лучшей памятью, чем их сверстники с калькуляторами.

Так устный счёт у японцев признан лучшим способом улучшить память. В это случае не только мозг испытывает дополнительную нагрузку, но и улучшается процесс запоминания.

Занятия спортом и активный отдых для деятельности мозга

Занимайтесь утренней гимнастикой, спортом, посещайте фитнес-центр, любые физические упражнения усиливают процесс метаболизма в клетках, при котором большее количество кислорода поступает в кровь. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Будоражьте свою память, не давайте ей спать и расслабляться, но и не переусердствуйте в своих экспериментах!

Питание для улучшения внимания

Для работы мозга и хорошей памяти всё очень важно в рационе человека.

  • , те самые 1,5-2 литра (важна , та самая лучшая, структурированная, что содержится в ягодах фруктах, овощах). Количество её зависит от организма каждого, кому-то достаточно и 1 литра. Читаем о том, сколько воды необходимо каждому по ссылке
  • Хорошее снабжение организма кислородом. Именно он питает мозг, обеспечивая память.И вот здесь особенно важны те продукты, которые разгоняют кровь и мягко стимулируют кровообращение.
  • Антиоксиданты защитят мозг от старения, а аминокислоты и углеводы обеспечат его питание. Витамины C, E- как основные антиоксиданты. группы В и витамин К, все витамины коими богата растительная пища.
  • Омега-3 жирные кислоты,
  • Микроэлементы - селен, йод, фосфор.

Продукты для работы мозга и улучшения памяти

Природа позаботилась о продуктах, улучшающих память и работу мозга. Перечень их достаточно обширен.Итак, какие же продукты способны улучшать память.

  • Пейте сок черники! Ранее её называли продуктом зрения, теперь оказалось что ягода положительное влияние на память. И кстати, замороженная черника работает не хуже свежей.
  • Чёрный виноград, смородина очень полезны для мозга из-за содержания антиоксидантов.
  • Чеснок, улучшает кровообращение мозга, всего лишь 1-2 дольки снимут забывчивость. Избежать запаха поможет долька или веточка , если ими зажевать чеснок.

Настоянный на спирте, отлично усиливает мыслительную деятельность, улучшает кровообращение мозга.

  • Орехи - лидеры среди продуктов для памяти и мозга. Жирные кислоты, которыми так богаты орехи, витамины и аминокислоты, цинк и магний развивают мозговую деятельность и стимулируют работу мозга. Особенно полезны для орехи в количестве 5-7 штук ежедневно; Не случайно они по виду напоминают полушария мозга.

  • Молочные продукты и молоко из-за творог, - важны в рационе каждого.
  • Съедайте каждый день кусочек горького , какао.
  • Зелень полезна и важно её присутствие в питании всех. Салаты из овощей и на оливковом масле, кунжутном, рапсовом, горчичном, масло тыквенных семечек - дар для памяти и мозга.
  • Улучшают память . Сладкое не исключаем из своего меню, помним, что глюкоза активизирует гиппокамп - раздел мозга, отвечающий за память.
  • особенно ранней весной, когда так беден наш рацион на витамины.

  • , содержащие Омега-3 кислоты, особенно необходимы для мозговой деятельности;
  • Морская капуста, йод которой поддерживает ясность ума и формирует IQ.
  • Благотворно действуют на улучшение памяти хрен особенно в сочетании с лимоном;
  • Имбирь полезен в данных случаях по утверждению китайцев, просто незаменим. Хороши отвары имбиря: 10 гр на стакан кипятка настоять и пить; Можно использовать сухой порошок, запивая половину чайной ложки водой. Да и просто, добавляйте имбирь в блюда;
  • Включите в свой рацион сухофрукты, печёные овощи и фрукты, тушеную морковь;
  • Белое мясо курицы в плане улучшения памяти самое полезное. Кто мало ест мяса - у того отличная память! 🙂

Люди, слишком увлечённые диетами, сильнее страдают отсутствием внимания и памяти, а также те, кто не завтракает.

Травы и растения для улучшения памяти и работы мозга

Народная медицина в своём арсенале содержит целую кладезь рецептов, с использованием различных всем доступных растений, благотворно влияющих на память.

  • Гинкго билоба растение - лидер по защите капилляров и сосудов головного мозга. Тем самым оно улучшает не только память, но и зрение, улучшает сон, поддерживает эластичность сосудов и их стенок, разжижает кровь. На его растительной основе продаются препараты, отлично избавляющие от многих проблем в здоровье.
  • Розмарин - ароматическая трава, богатая на антиоксиданты и карнозиновую кислоту, которые расширяют сосуды, усиливают кровообращение, способствуют улучшению памяти. Исследования показали, что даже запах розмарина усиливает запоминание.
  • Женьшень - корень жизни, отлично стимулирует работу мозга.
  • Лимонник китайский- повышает тонус, стимулирует мозговую деятельность, способствует смекалке.
  • Арония черноплодная - особенно помогает при снижении памяти, вызванной атеросклерозом сосудов.

Лучшие препараты для улучшения работы мозга

Если всё же выше приведённые методики не дали заметных результатов и память по прежнему не радует вас, можно обратиться к медицинским препаратам, улучшающих работу мозга, усиливающих кровообращение и расширяющих сосуды.

Гинкго Билоба - медицинский препарат с натуральными компонентами, нормализуют состояние сосудов головного мозга, улучшают умственной активности и нормализуют текучесть крови. Препарат оказывает антиоксидантное действие, нормализирует метаболические процессы и улучшать процесс кровообращения в мозге.

Статья на тему:"Тренинги для развития памяти"

В нашей статье «Тренировка и улучшение памяти внимания» мы расскажем вам, как при помощи тренировок можно улучшить память и внимание. Согласно статистике около 70% людей боятся старческого маразма, испытывают страх перед возрастными изменениями своих умственных способностей. Хотя, по мнению ученых, эта опасность реальна для 5%. Можно конечно записать себя в компанию Вальтера Скотта, который не запоминал содержание своих произведений, или Чарли Чаплина, который всегда забывал фамилию театрального директора. Но гораздо спокойнее и увереннее чувствует себя тот, кто своей забывчивостью не шокирует окружающих людей.

Давно никого не удивляет такой парадокс: мы верим в большие возможности мозга, но когда с возрастом ослабевает память и интеллектуальные способности, мы считаем это явление практически неизбежным. Но если разобраться живость нашего ума, это вовсе не влияние наследственности и не дар богов, как принято людям думать. Мы можем и в состоянии сохранить свой интеллект до 80 лет и даже гораздо выше.

Итак, как можно улучшить работу мозга? 1. Тренировка памяти 2. Стимуляция работы мозга с помощью ноотропных средств

Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой рацион, ведь нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме достаточного количества витаминов: А, С, Е, К и группы В. Каждый из них способствует тому или иному аспекту хорошей работы мозга: препятствует быстрой утомляемости, замедленной реакции, позволяет сохранить память острой, помогает сосредоточиться. Для хорошей работы мозга и, соответственно, хорошей памяти важно присутствие в организме достаточного количества железа, фолиевой кислоты и полиненасыщенных жирных кислот омега-3. Поэтому в рационе должны присутствовать постное красное мясо, говяжья печень, картофель, сваренный в мундире, ржаной хлеб, молоко, бананы, йогурт, овсянка, гречка, яблоки, жирные сорта рыб, свежие овощи и фрукты, грецкие орехи, льняное масло.

Умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь.

Прежде считалось, что однажды давшая сбой клетка мозга не восстанавливается, но сейчас это утверждение опровергнуто.

Оказывается, нервные клетки, а также клетки головного мозга, можно восстановить в ходе регулярных умственных тренировок.

Тренировка памяти и внимания

Статья на тему:"Задания на развитие памяти"

Что такое память?

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение,письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной. Набор упражнений для развития памяти у подростков.

Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью. Ниже приводятся игры, задания, упражнения развивающие память подростков.

Процедура 1

Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ: курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко,паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

Процедура 2

"Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут..." 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе 4. Миндальное печенье в коробке 5. Молния в темноте 6. Пятно на вашей любимой одежде 7. Бриллиант, сверкающий на солнце 8. Крик ужаса в ночи 9. Радость материнства 10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

Тесты для развития памяти

Статья на тему:"Тесты для развития памяти"

В настоящее время проблемами развития памяти озабочены представители разных наук, таких как психологии, биология, генетика, кибернетика, медицина и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопро¬сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси¬хологии.

Этот простой тест на определение памяти может помочь дать Вам лучшее представление о том, есть ли проблемы с памятью или нет повод для беспокойства.

1. Замните эти слова: яблоко, телевидение, баранина

2. Запомните это имя и адрес:Федор Крайнов 2745 3 набережная, 190/9 3. Вспомните то, что делали последние 3 недели. Вспомнить было сложно?

4. Сложно ли для Вас запомнить списки?

5. Заметили ли вы снижение вашу способность вычислять в голове математические примеры?

6. Вы забывали платить по счетам?

7. Для Вас проблема запомнить имена?

8. У вас были случаи, когда вы забывали людей, которых должны знать?

9. Были ли у вас трудности с тем, чтобы найти правильное слово, которое хотите использовать?

10. Были ли у вас проблема, с запоминанием простых задач, таких как использование микроволновой печи или пульта дистанционного управления?

11. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашей работе?

12. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашему взаимодействию дома?

13. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают адаптироваться в разных социальных ситуациях?

14. Имена последних трех мэров Вашего города.

15. Имена последних четырех российских президентов.

16. Что вы ели на ужин позавчера?

17. Каковы были последние два фильмы, которые вы посмотрели?

Фрагменты книги Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. - М.: Питер, 2011.

Человечество всегда интересовалось памятью, неизменно поражаясь проявлениям ее утраты. Сегодня мы знаем о памяти вполне достаточно, чтобы иметь возможность объяснить те ее аспекты, которые представляют наибольший интерес для широкой читательской аудитории, в том числе - и прежде всего - студенческой. Память рассматривается авторами во взаимосвязи с другими психологическими процессами и высшими психическими функциями, а также с учетом многочисленных факторов, влияющих на ее функционирование: психических процессов, состояний, эмоционально-мотивационной сферы, индивидуальных различий, реальной обстановки и ситуаций.

Едва ли не каждый из нас жалуется на свою память. Несмотря на все совершенство и утонченность системы человеческой памяти, ее ни в коем случае нельзя назвать непогрешимой, и мы вынуждены с этим мириться. Жалоба на плохую память или оправдание собственного промаха ссылкой на «ужасную память» представляется более приемлемым, чем признание своей глупости или бесчувственности. Много ли мы знаем о своей памяти? Разумеется, чтобы понять, насколько она несовершенна, мы должны помнить о ее сбоях. Одной из пациенток Алана Баддли с наиболее ярко выраженными проявлениями амнезии была женщина с синдромом Корсакова - так называется потеря памяти, вызванная хроническим алкоголизмом. Тест состоял в том, что ей предъявляли перечни слов. После каждого перечня она с удивлением комментировала свою способность запоминать слова, восклицая: «Я горжусь своей памятью!» На самом же деле по сравнению с другими она очень плохо справлялась с тестом на свободное воспроизведение. Казалось, она совершенно забыла о том, насколько плоха ее память!

Одна из главных проблем, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь оценить собственную память, заключается в том, что при этом мы фактически сравниваем ее с памятью других людей. Однако, как правило, мы доподлинно не знаем, хороша или плоха их память, и поэтому нам очень легко составить искаженное представление о своей памяти. Доказательство того, что многие из нас плохо запоминают важную информацию, получено при изучении паролей (Brown, Bracken, Zoccoli & Douglas, 2004). При этом 31% американских студентов, входивших в выборку, признались в том, что забывали один пароль или более. Как отмечали авторы, «дилемма формирования личных паролей заключается в том, что мы вынуждены выбирать между безопасностью и удобством: желая одурачить хакера, ты, скорое всего, одурачишь самого себя» (Brown et al., 2004). Браун и др. нашли, что 45% студентов решают эту проблему, используя в паролях собственные имена, а это трудно признать подходящим способом обезопасить себя.

Браун и др. (Brown et al., 2004) дают своим читателям несколько полезных советов относительно того, как следует выбирать пароли. Если важна безопасность, выберите пароль, представляющий собой трансформацию какого-либо запоминающегося стимула, включающую сочетание букв и символов. Записи паролей храните там, куда никто, кроме вас, не имеет доступа (например, в банковском сейфе). Разумеется, в таком случае вам придется запомнить, где именно эти записи находятся. Некоторые рекомендации по этому поводу дают Виноград и Соловей (Winograd & Soloway, 1986). Они выяснили, что студентам труднее запомнить места, где были спрятаны разные вещи, если это какие-то «экзотические» места (например, если драгоценности спрятаны в печке), чем если речь идет о традиционных местах (например, если термометр положен в аптечку).

Методы тренировки памяти

Этот раздел посвящен некоторым из многих методов усовершенствования памяти. Я начну с обсуждения мнемонических приемов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. После этого мы познакомимся с достижениями некоторых мнемонистов и со стратегиями, лежащими в основе их выдающейся памяти. И наконец, рассмотрим некоторые из самых важных методов, разработанных специально для улучшения человеческой памяти.

Мнемонические приемы

Джон Харрис провел опрос среди студентов университета и домохозяек, целью которого было выяснить, какие мнемонические приемы наиболее часто используются людьми, или что можно назвать «помощниками памяти» (John Harris, 1980). Опросник, которым он пользовался (в модифицированной форме), представлен в блоке 16.1.

Сравните свое использование мнемонических приемов с тем, что продемонстрировали участники двух групп Харриса. Приведенные цифры - самые распространенные результаты. В результате Харрис выяснил, что паттерн использования мнемонических приемов двумя группами практически одинаков и имеются лишь незначительные различия. Например, домохозяйки реже, чем студенты, пишут на руках, зато чаще делают записи на календарях.

Харрис обнаружил, что практически все участники его опроса прибегали к помощи того или иного мнемонического приема, но подавляющее большинство пользовалось внешними «помощниками памяти» - ежедневниками, календарями, списками и таймерами. В 1990 году Дуглас Херманн и Сьюзн Петро обратились к группе людей с вопросом о том, какие внешние мнемонические приемы они считают самыми полезными (Herrmann & Petro, 1990). Оказалось, что наиболее часто люди прибегали к таким традиционным «помощникам», как календари, ежедневники и будильники. Исключительно полезными были признаны подающие звуковые сигналы ключи, которые можно «найти», хлопнув в ладоши, а также автоответчики и календари с «напоминаниями».


Харрис, проведя опрос студентов и домохозяек, выяснил, что практически все они в той или иной мере пользуются такими мнемоническими «помощниками», как ежедневники, календари, списки и таймеры (Harris, 1980)

Блок 16.1. Модифицированная версия опросника Харриса (Harris, 1980)

Как часто вы используете «помощников памяти»? Оцените ваше использование каждого из указанных ниже «помощников памяти» баллами от 0 до 6, используя следующую шкалу:

0 = никогда не использую;

1 = менее трех раз в течение последних шести месяцев;

2 = менее трех раз за последние четыре недели;

3 = менее трех раз за последние две недели;

4 = от трех до пяти раз за последние две недели;

5 = от шести до десяти раз за последние две недели;

6 = одиннадцать и более раз за последние две недели.

Разница в два балла и более свидетельствует о большом различии между индивидами. Приведенные баллы относятся к определенной подгруппе опрошенных.

Помощники памяти Вопросы Ваш рейтинг Студенты Домохозяйки
1. Списки покупок 1 . 3,2,1 .
2. «Помощник памяти» - первая буква. Например, первые буквы слов акронима «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» соответствуют первым буквам цветов, образующих радугу 2 . 1 0,1
3. Ежедневники 3 . 1,6 6
4. Рифмы. Рифмованные строчки: In fourteen hundred and ninety-two. / Cohimbus sailed the ocean blue (до­словный перевод; в 1492 году Колумб переплыл синий океан) помогают запомнить дату открытия Америки - 1492 год 4 . 0 0
5. Знакомые места. Чтобы запомнить предметы, нужно представить себе их в знакомых местах, и тогда, чтобы вспомнить их, достаточно «взглянуть» на знакомое место 5 . 0.1 0,1
6. Записи на руке (или на любой другой части тела или на одежде) 6 . 0 0
7. Сочинение рассказов. Сочинение рассказов, в которых объекты, под лежащие запоминанию, расположены в правильном порядке 7 . 2,3 4,3,2
8. Восстановление в памяти последо­вательности событий или действий , чтобы подстегнуть» память. Полезно, когда нужно вспомнить, где вы что-то оставили, потеряли или на какой ста­дии произошло что-то важное 8 . . 1,5,6
9. Будильник (или любые аналогичные приспособления) только для утреннего пробуждения 9 . 0,1 4,0
10. Кухонный таймер только для кухни 10 . 0 0
11. Будильник (или любое другое приспособление, которое может быть использовано для этой же цели, вроде часов, радио, таймеров, телефонов, калькуляторов), использовался не только для утреннего подъема или при приготовлении пищи 11 . 0 0
12. Метод слов-вешалок. Позволяет запомнить любое слово в соответствии с его позицией в списке «Один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре, пять - кровать и т.д. 12 . 0 0
13. Замена цифр буквами . Например, для запоминания номеров телефонов 13 . 1,2,5,6 2,3
14. Памятки. Например, написание записок и перечней дел для себя 14 . 0 0
15. Ассоциации лицо-имя . Превращение имен людей во что-то значимое и сочетание их с чем-то необычным в их лицах. Например, рыжебородого мистера Холмса можно представить себе с холмом, вырастающим из его бороды 15 . 1 0,1
16. Поиск по алфавиту . Чтобы вспомнить имя вы букву за буквой перебираете алфавит. С какой же буквы начинается ее имя? А... Б... В... Есть! Вера! 16 . 0 6
17. Календари, плакаты, планы на год, индикаторные табло и т.п. 17 . 2 3
18. Просьбы к другим людям о том, чтобы они напомнили вам о чем-либо 18 . 0 3,4,5
19. Оставление предметов в специальных или необычных местах, чтобы они служили напоминанием 19 . 0 0

Последние годы отмечены бурным ростом количества разнообразных коммерческих «помощников памяти», основанных преимущественно на достижениях микроэлектроники. Так, на смену непритязательным записным книжкам и ежедневникам пришли портативные персональные компьютеры.

Вернемся к исследованию Харриса (Harris, 1980) и обратим внимание на интересные результаты: оказалось, что участники его опроса крайне редко прибегали к внутренним мнемоническим приемам. Подобные мнемонические приемы зачастую оказываются очень полезными в таких ситуациях, как экзамены, когда использование внешних «помощников» не допускается. Большинство тренингов памяти сосредоточены именно на них. Речь идет о тренингах, которые проходят под девизом «системы, которые никогда не подводят и помогают запомнить все». Что входит в эти системы? Конечно, эта книга не претендует на то, чтобы стать руководством по тренингам памяти, но представляется целесообразным обсудить хотя бы некоторые наиболее популярные мнемонические системы. Однако, прежде чем приступить к этому, давайте поговорим о людях, отличающихся экстраординарной памятью, которых называют мнемонистами. Это полезная информация о тех стратегиях, которые способны помочь нам значительно улучшить свою память.

Мнемонисты

Возможно, вы слышали о тех фокусах, связанных с памятью, которые демонстрируют индивиды, обладающие уникальным даром. Некоторые из этих фокусов настолько неправдоподобны, что невольно закрадывается мысль о мошенничестве. Разумеется, среди этих людей есть и шарлатаны, но известны и люди, чья уникальная память ни у кого не вызывает сомнения.

Возможно, самым выдающимся из всех мнемонистов был Шерешевский. Он обладал поистине феноменальной памятью, основанной преимущественно на воображении. В течение нескольких лет за этим уникальным человеком наблюдал советский психолог А. Р. Лурия, написавший замечательную «Маленькую книгу о большой памяти» (Luria, 1968). Шерешевский был репортером одной из газет. Каждое утро редактор отдела раздавал своим сотрудникам поручения, перечислял места, которые необходимо посетить, и говорил, что именно сотрудники должны были узнать в каждом месте. Среди сотрудников, получавших поручения, был и Шерешевский. Список адресов и поручений был достаточно длинным, и редактор с удивлением отметил, что Шерешевский не записал ни единого поручения на бумаге. Редактор был готов сделать выговор невнимательному подчиненному, но тот по его просьбе в точности повторил все поручения и адреса. Редактор попытался ближе разобраться с этим и стал задавать Шерешевскому вопросы о его памяти, но тот лишь недоумевал: разве является необычным то, что он все запомнил? Поняв, что перед ним необычный человек, редактор направил его к Лурия, который устроил ему серию чрезвычайно трудных тестов. Казалось, возможности памяти Шерешевского не имеют границ: он запоминал перечни, состоявшие более чем из 100 цифр, длинные ряды лишенных смысла слогов, стихи на незнакомом языке, замысловатые фигуры, сложные научные формулы. Лурия писал, что «он прекрасно воспроизводил все, что запомнил, даже в обратном порядке и даже годы спустя!» (Luria,1968).

В чем заключался секрет феноменальной памяти Шерешевского? Он обладал уникальным воображением. Он не только легко и быстро создавал множество визуальных образов, но и обладал поразительной способностью к синестезии .

Незначительное проявление синестезии - явление распространенное. Например, большинству людей лишь в очень малой степени присуща способность ассоциировать высокие звуки с яркими красками, а низкие - с более приглушенными оттенками. В случае же Шерешевского перекрывание было огромным. Услышав тон в 2000 Гц, Шерешевский сказал: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет. Полоса цвета - шершавая, неприятная и имеет отвратительный вкус пряного рассола. Об нее можно поранить руку». Цифры напоминали Шерешевскому людей: «Единица - гордого, хорошо сложенного мужчину, а двойка - отважную женщину».

Шерешевский стал профессиональным мнемонистом и демонстрировал свои уникальные способности на сцене. Однако его ярко выраженная синестезия давала ему не только огромные преимущества, но и создавала проблемы. Например, если в то время, как зачитывался материал, который ему предстояло запомнить, в зале раздавался кашель, он запечатлевался в его памяти как облако пара, которое могло помешать последующему воспроизведению. Иногда Шерешевский настолько страдал от своего богатого воображения, что ему бывало трудно понять даже простой прозаический отрывок: «Каждое слово вызывает образы; они сталкиваются друг с другом, и в результате возникает хаос. Я ничего не могу понять в этом. А еще есть ваш голос… Еще одно пятно... потом - полная путаница».

Возможно, вы завидуете Шерешевскому и его удивительной памяти. Однако тот факт, что ему было трудно забыть что-либо, означает, что в его памяти хранилась разная, совершенно ненужная ему информация. В конце концов он нашел очень простой выход из положения: он представил себе, что эта информация написана на черной грифельной доске, и просто стер ее. Трудно поверить, но это сработало!

Одаренные от природы или стратеги?

Почему у некоторых людей память значительно лучше, чем у большинства из нас, и кто они, эти люди? Это дар природы или нужно потратить много времени на усвоение эффективных мнемонических приемов? Уилдинг и Валентайн выяснили, что некоторые мнемонисты получили свой дар при рождении, тогда как другие в первую очередь полагаются на разные стратегии запоминания (Wilding & Valentine, 1994). Воспользовавшись тем, что чемпионат мира по запоминанию проходил в Лондоне (в то время они оба работали в колледже Лондонского университета), они оценили память конкурсантов и некоторых зрителей, продемонстрировавших незаурядную память.

Ключевой термин:

Синестезия - явление восприятия, проявляющееся в том, что при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Уилдинг и Валентайн разделили своих «подопечных» на две группы: 1) стратеги , которые, по их собственному признанию, часто использовали разные стратегии запоминания, и 2) «натуралы », чьи способности находились примерно на одном уровне и которые уверяли, что с детства обладают выдающейся памятью. Использовались задания двух типов:

1. Стратегические задания (например, по лицам нужно было вспомнить имена). Выполнение этого задания зависит от использования стратегий памяти. На первый взгляд это задание покажется нестратегическим, но ниже мы рассмотрим разумные стратегии, повышающие способность людей ассоциировать имена с лицами.

2. Нестратегические задания (например, распознавание снежинок).


Рис. 16.1. Результаты выполнения стратегических и нестратегических
заданий «стратегами» и «натуралами» (Wilding & Valentine, 1994)

В результате было выявлено важное различие между стратегами и «натуралами» (рис. 16.1).

Стратеги гораздо лучше справились со стратегическими заданиями, тогда как «натуралы» хорошо справились с заданиями обоих типов. Результаты представлены в процентилях, что позволяет сравнить обе группы с контрольной выборкой (т. е. с пятидесятой процентилью). Бесспорно, самые впечатляющие результаты, превосходящие показатели 90% населения, были получены стратегами при выполнении стратегических заданий. Это должно обрадовать всех нас и вселить надежду на то, что с помощью тренинга можно развить прекрасную память. Для изучения обладателей блестящей памяти, большинство из которых показали выдающиеся результаты на чемпионате мира по запоминанию, были использованы методы визуализации мозга (Maguire, Valentine, Wilding & Kapur, 2003). Обладатели неординарной памяти и участники контрольной группы запоминали ряды из трех цифр, лица и снежинки, причем первые наиболее заметно превзошли вторых при запоминании цифр и менее всего - при запоминании снежинок. Ключевой результат, полученный Магуайром и др., заключался в том, что во время запоминания у мнемонистов значительно больше активировались зоны мозга, участвующие в пространственной памяти и в навигации. Возможно, этот результат согласуется с тем, что 90% самых выдающихся мнемонистов сообщали о том, что использовали метод мест (подробнее о нем будет сказано ниже) при выполнении некоторых или всех заданий. Этот метод предполагает визуализацию подлежащей запоминанию информации в различных точках на известной дороге, а потому активно использует пространственную память. Эрикссон (Ericsson, 2003) считает, что феноменальная память (именно феноменальная, а не просто очень хорошая) скорее результат труда, нежели дар природы. Иными словами, секрет выдающихся мнемонистов заключается в том, что они потратили массу времени на разработку эффективных стратегий. Исключением является Раджан Махадеван, обладающий уникальной способностью запоминать числа. В течение нескольких лет он удерживал мировой рекорд по запоминанию знаков числа pi после запятой: в течение четырех часов он назвал 31811 цифр! Когда его протестировали в лаборатории, оказалось, что объем его цифровой памяти при визуальной презентации составляет 59 цифр и при аудиальной - 63 (Thompson, Cowan, Freiman, Mahadevan, Vogl & Freiman, 1991). Авторы отмечают (Thompson et al., 1991), что природа наградила Раджана уникальной памятью. Когда большинство людей (в том числе и мнемонисты) запоминают наборы цифр, они обычно делят их на группы по три или четыре цифры в каждой. В этом есть определенный смысл, потому что подобный подход соответствует возможностям внимания. Однако Томпсон, Кован и Фрайман (Thompson, Cowan & Frieman, 1993) пишут, что Раджан делил ряды цифр на группы по 10–15 цифр, и делал он это потому, что объем его базовой памяти значительно превышал объем базовой памяти других людей. Авторы признают, что Раджан разработал разные стратегии, которые позволили ему запомнить более 30 000 знаков числа pi после запятой, но утверждают, что его уникальные способности - результат экстраординарного объема базовой памяти.

Эрикссон, Деланэ, Уивер и Махадеван, проведя несколько экспериментов с Раджаном, получили результаты, опровергающие эту трактовку (Ericsson, Delaney, Weaver & Mahadevan, 2004). Так, они оценивали объем его памяти на символы, используя десять символов, включая?, @, * и #. Изначально объем его памяти составлял шесть символов, т. е. был таким же, как у студентов колледжа. С помощью тренировок он добился увеличения объема до тридцати символов. Однако он достиг этого, заменяя символы разными цифрами, а затем, используя свои обычные стратегии, запоминал полученный ряд цифр. Кроме того, результаты выполнения Раджаном некоторых других заданий, в том числе запоминания позиции и ориентации изображений разных объектов (Biederman, Cooper, Fox & Mahadevan, 1992) и запоминания перечней слов и прозаических отрывков (Thompson et al., 1993), были всего лишь средними. Эти результаты, и прежде всего результаты Эрикссона и др. (Ericsson et al., 2004), заставляют усомниться в том, что у Раджана от рождения уникальный объем памяти.

Если у Раджана всего лишь средний объем базовой памяти, откуда у него цифровая память, объем которой примерно в девять раз превышает объем цифровой памяти большинства людей? Изучая объем цифровой памяти, Эрикссон и др. получили релевантное доказательство (Ericsson et al., 2004). Оказалось, что для группирования цифр Раджан использовал разные мнемонические ассоциации и паттерны. Например, он запоминал «007» по ассоциации с Джеймсом Бондом, а «2025» - как «45х45».

Некоторые стратеги потратили сотни, если не тысячи, часов на развитие своей памяти. Доминик О’Брайен, ставший в начале 1990-х годов чемпионом мира по запоминанию, готовился к этому в течение шести лет и впоследствии завоевывал этот титул восемь раз. Одно из самых выдающихся его выступлений состоялось в мае 2002 года в ресторане Симпсона в центре Лондона. Он провел 12 часов, запоминая 54 колоды игральных карт (2808 карт), перетасованных вместе и предъявленных ему по одной. Попытавшись вспомнить все карты по порядку, он правильно вспомнил 2800 карт, и его ошибка составила всего 0,3%.

В чем заключалась мотивация Доминика О’Брайена? Вот, что пишет он сам:

Теперь, если на приеме меня знакомят с сотней людей, я прекрасно запоминаю имена всех. Представьте себе, что это значит для вашей социальной уверенности. Моя память помогла мне жить более упорядоченной жизнью. Мне больше не нужны ежедневники: я прекрасно помню обо всех назначенных встречах. Я могу произносить речи и вести беседы без всяких шпаргалок. Я могу поглощать и запоминать огромные объемы информации, что особенно полезно, если вы готовитесь к экзамену или изучаете иностранный язык. Благодаря своей памяти я заработал немало денег в казино, играя в блэкджек (O’Brien, 1993).

Феноменальная память Доминика О’Брайена по крайней мере отчасти были следствием его исключительного умения кодировать и фиксировать информацию.

Один из наиболее выдающихся примеров безграничных возможностей памяти был продемонстрирован Акирой Харагучи, шестидесятилетним японским психотерапевтом, который прославился в 1995 году, когда вспомнил 83 431 знак числа pi после запятой, практически в два раза превзойдя прежний рекорд. Четвертого октября 2006 года он побил свой собственный рекорд, вспомнив 100 000 знаков! Это происходило в Японии, в зале Кисаразу, в течение шестнадцати с половиной часов! Сам Акира Харагучи говорил о своем достижении с необыкновенной скромностью: «Сто тысяч - это всего лишь продолжение прежнего рекорда. Никакой я не гений. Я всего лишь заурядный старик». Оказалось, что суть его стратегии запоминания состояла в том, что он для придания цифрам большего смысла рифмовал их с японскими словами.

Мнемонические приемы

Во всех книгах, адресованных людям, желающим усовершенствовать свою память, содержится много примеров эффективных мнемонических приемов (cм., например, McPherson, 2004). Действительно, известно великое множество таких приемов. Мы остановимся на некоторых наиболее важных мнемонических приемах и оценим их достоинства и недостатки. Мнемонические приемы, о которых пойдет речь, разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов.

Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них. Но если вам не терпится узнать ответ, можете прочитать раздел «Почему мнемонические приемы работают?» прямо сейчас.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях. Метод мест

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы. Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах - разные предметы. Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест , приобрел большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно легкий, а главное - эффективный (блок 16.2).

Один из нас (Алан Баддли) часто использовал метод мест в работе со студентами и всегда получал очень хорошие результаты. Хотя метод мест легче использовать с названиями конкретных предметов, он эффективен и для запоминания таких абстрактных понятий, как правда , надежда и патриотизм . Использованию зрительных представлений может помешать одновременное выполнение задания на пространственную память, так что не пытайтесь использовать этот метод, спускаясь с горы на лыжах или управляя автомобилем!

Метод мест чрезвычайно эффективен. Бауэр сравнил запоминание перечней из двадцати существительных с использованием этого метода и без него (Bower, 1973). Участники эксперимента, которые пользовались методом мест, запомнили 72% слов, а те, которые не пользовались им, - только 28%. Аналогичные результаты были получены и другими авторами (Kondo, Suzuki, Mugikura, Abe, Takahashi, Iijima & Fujii, 2004). Кроме того, для оценки влияния метода мест на активацию мозга эти авторы использовали методы визуализации последнего. Оказалось, что при использовании метода мест некоторые зоны мозга (правая лобная нижняя извилина, лобная средняя извилина) активируются больше, чем при использовании традиционных приемов. Эти данные свидетельствуют о том, что при использовании метода мест процесс кодирования информации отличается большей скрупулезностью и разнообразием.

Метод мест: как он работает

Во-первых, представьте себе десять мест в своем доме, выбирая их так, чтобы последовательность продвижения от одного к другому была вполне очевидной. Например, входная дверь - коридор - кухня - спальня и т. д. Позаботьтесь о том, чтобы вы могли мысленно продвигаться от одного из этих десяти мест к другому последовательно и без помех. А теперь подумайте о десяти предметах и представьте себе их в этих местах. Если первый предмет - курительная трубка, представьте, что она торчит из почтового ящика, который висит на входной двери, и клубы дыма вырываются из нее на улицу. Если второй предмет - капуста, представьте себе, что в вашем коридоре лежит кочан гигантских размеров и т. д. Когда вам понадобится вспомнить перечень предметов, вам останется только совершить мысленное путешествие по своему дому.

А теперь попробуйте создать столь же выразительные образы, связанные с десятью выбранными вами местами, воспользовавшись следующими словами: рубашка, орел, скрепка, роза, фотоаппарат, гриб, крокодил, салфетка, сосиска, мэр.


Рис. 16.2. а - зависимость результатов тестирования памяти после короткого перерыва от типа презентации материала (устно или письменно) и стратегии запоминания (повторение и метод мест); b - зависимость результатов тестирования памяти через одну неделю от типа презентации и стратегии запоминания (De Beni et al., 1997)

Одни и те же выбранные места можно использовать многократно до тех пор, пока вы помните только те предметы, которые «клали» туда самыми последними. Разумеется, те предметы, которые вы «клали» туда раньше, пострадают от эффектов интерференции, если, конечно, вы сознательно не будете связывать их в какую-то цепочку. Постарайтесь вспомнить десять слов, представленных выше. Нет, не смотрите! Положитесь на образы, которые вы создали в разных местах вокруг себя.

Можно создать систему, включающую более десяти мест. Именно так обстояли дела с классическими мнемоническими системами и со сложными и несколько мистическими системами, созданными в Средние века. Росс и Лоуренс нашли, что люди, использующие метод мест, после одной тренировки могут вспомнить более 95% перечня, включающего 40–50 объектов (Ross & Lawrence, 1968).

Несмотря на свою эффективность, метод мест не лишен и недостатков. Например, бывает трудно вспомнить какой-то конкретный объект без того, чтобы не пройти по всему списку до тех пор, пока не дойдешь до него. Кроме того, часто можно услышать, что метод мест бесполезен, если люди в реальной жизни пытаются запомнить какой-то материал. Группа авторов попыталась ответить на эту критику (De Beni, Moи & Cornoldi, 1997). Они предъявляли студентам устно или в письменной форме текст, содержащий 2000 слов; студенты должны были запомнить как можно больше, используя метод мест или повторяя части текста. Запоминание тестировалось вскоре после предъявления текста и через неделю. Результаты обоих тестов свидетельствовали о том, что метод мест позволил лучше запомнить текст (рис. 16.2). Следовательно, метод мест чрезвычайно эффективен и тогда, когда материал предъявляется в виде лекции. Когда же материал предъявлялся в письменном виде, метод запоминания не оказывал никакого влияния. Полагают, что метод мест потому неэффективен при письменной презентации, что ее визуальная природа препятствует использованию зрительных представлений внутри самого метода мест.

Удалось ли исследователям доказать, что метод мест эффективен и в реальной жизни? Не совсем. Да, ситуация, которую они использовали, была больше похожа на реальную жизнь, чем ситуации, использованные их предшественниками. Тем не менее далеко не каждому из нас часто приходится запоминать тексты, содержащие 2000 слов!

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях. Метод слов-вешалок

Метод слов-вешалок похож на метод мест тем, что основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из десяти объектов. Прежде всего нужно запомнить десять слов-вешалок. Для этого слова-вешалки рифмуются с числами от 1 до 10, что достаточно просто. Попробуйте сами: один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре и т. д. Сделав это, вы готовы запомнить десять не связанных между собой слов (предположим, вам нужно запомнить перечень, состоящий из следующих слов: линкор , свинья , стул , овца , з амок, ковер , трава , пляж , доярка , бинокль ). Возьмите слово «пингвин» - первое слово-вешалку, рифмующееся с «один», - и представьте себе пингвина, взаимодействующего каким-то образом с линкором (например, можно представить, что линкор проходит вдоль берега, на котором обитают пингвины). Затем возьмите второе слово-вешалку - «дрова», рифмующееся со словом «два», - и представьте себе дрова, взаимодействующие со свиньей (возможно, это будут дрова, на которых лежит свинья). Сделайте то же самое с остальными словами, создавая для каждого подходящий визуальный образ. Мы абсолютно уверены в том, что, закончив эту работу, вы сможете воспроизвести весь перечень в правильном порядке, не потратив на его запоминание много времени.

Все три автора этой книги, воспользовавшись методом слов-вешалок, с удовлетворением констатируют, что он срабатывает! О том, что он чрезвычайно эффективен, свидетельствуют также экспериментальные данные. Например, Моррис и Рэйд нашли, что с помощью метода слов-вешалок удалось запомнить в два раза больше слов, чем без него (Morris & Reid, 1970). Однако метод слов-вешалок имеет и недостатки. Во-первых, чтобы эффективно использовать его, нужно много тренироваться. Во-вторых, его легче использовать, когда требуется запомнить конкретные понятия, чем когда речь идет об абстрактных понятиях. Например, не так-то легко создать визуальные образы с такими абстрактными понятиями, как «мораль» или «неискренность». В-третьих, нет полной ясности в том, полезен ли он в повседневной жизни.

Между методом мест и методом слов-вешалок много общего. Основное различие заключается в том, что в методе слов-вешалок используются не места, а цифры, а связи между цифрами и образами создаются с помощью рифм: один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре и т. д. Метод, который был разработан в XVII веке в Кембриджском университете Генри Хердсоном и представляет собой нечто среднее между методом мест и методом слов-вешалок, основан на серии визуальных образов, по форме напоминающих различные цифры. Так, единица может быть представлена в виде свечи или башни, двойка - в виде лебедя, тройка - в виде трезубца и т. д. В результате первый объект в списке нужно представить себе взаимодействующим каким-то образом со свечой (или с башней), второй - с лебедем, третий - с трезубцем и т. д. Усложненная версия этой системы в сочетании с методом мест была использована в XVIII веке мнемонистом Грегором фон Фенейглом.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях. Запоминание фамилий

Запоминание имен - проблема для многих людей. Когда нас с кем-то знакомят, мы смотрим на этого человека и говорим приличествующие случаю слова, при этом его имя «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Должно быть, вам знакомо чувство неловкости, возникающее всякий раз, когда вы понимаете, что совершенно забыли, как зовут того или иного человека.

Можно попытаться запоминать фамилии, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных представлениях. Начинать нужно с поиска мысленно воспроизводимой замены имени (например, Твердохлебов становится «твердым хлебом»). Затем выбирается какая-то заметная особенность лица человека. Например, нос становится ножом, занесенным над буханкой. Непродолжительный тренинг приводит к тому, что в лабораторных условиях этот метод улучшает запоминание фамилий едва ли не на 80% (Morris, Jones & Hampson, 1978).

Мнемонический метод запоминания фамилий хорошо показал себя в тиши лаборатории. Однако это вовсе не значит, что он эффективен также и в реальной социальной жизни, когда вовлеченному в беседу человеку бывает трудно найти время, чтобы воспользоваться им. Моррис и др. пригласили первокурсников университета на вечеринку, предупредив каждого о том, что ему (ей) предстоит запомнить фамилии других приглашенных студентов (Morris, Fritz, Jackson & Roberts, 2005). Первая группа студентов должна была воспользоваться мнемоническим приемом. Вторая группа должна была пытаться вспомнить фамилии через увеличивающиеся промежутки времени после того, как они их впервые услышали. Была еще и контрольная группа, которая должна была просто запомнить фамилии приглашенных. По прошествии 24 часов и затем по прошествии 72 часов студенты получили следующее задание: подписать фамилии под фотографиями всех, кто был на ней.

Результаты, полученные Моррисом и др., не оставили никаких сомнений (Morris et al., 2005). Студенты, входившие во вторую группу, вспомнили на 50% больше фамилий, чем студенты, входившие в контрольную группу (24 и 16 фамилий соответственно). Мнемонический прием оказался еще менее эффективным, чем отсутствие какой-либо стратегии запоминания: студенты из первой группы вспомнили всего 12 фамилий. Следовательно, усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить фамилии людей, с которыми вы только что познакомились на вечеринке или в какой-то иной социальной ситуации, приносят значительные дивиденды «в переводе на язык» долговременной памяти.

Вербальные мнемонические приемы

Хотя мнемонические приемы, которые использовались в античные времена, основывались преимущественно на зрительных представлениях, впоследствии все изменилось. Так, пуритане отдавали явное предпочтение вербальным системам, причем делали это по весьма забавной причине: они считали зрительные образы греховными и порождающими «развратные плотские чувства»!


Моррис и др. показали, что в социальной ситуации мнемонический прием, основанный на формировании зрительных представлений, менее эффективен для запоминания фамилий, чем отсутствие какой бы то ни было стратегии запоминания (Morris et al., 2005). © Falko Updarp/zefa/Corbis

В Викторианскую эпоху студентам приходилось запоминать огромное количество фактов, включая даты вступления на престол королей и королев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тогда появилось немало вербальных мнемонических приемов, предназначенных для облегчения их участи. Так, директор йоркширской школы преподобный Брэйшоу в 1849 году опубликовал книгу под названием «Применение в географии, астрономии и хронологии метрических мнемонических приемов», в которой содержались рифмованные строчки о численных фактах по физике, астрономии, истории и географии количеством более двух тысяч. Излюбленный прием автора заключался в замене согласных определенными цифрами и последующем использовании согласных для создания слов. Код Брэйшоу выглядел следующим образом:

Чтобы с помощью этого кода превратить последовательность цифр в слово, нужно выбрать для каждой цифры приемлемую согласную и там, где это необходимо, вставить гласные. Например, 1914 (год начала Первой мировой войны) можно представить с помощью согласных CTBS, из которых составляются слова CAT (кошка) и BASE (основа). На самом деле, поскольку все даты, использованные Брэйшоу, относились к периоду после 1000 года н. э., он игнорировал первую тысячу. Ниже приводятся примеры его рифмованных строк, которые содержат даты, относящиеся к английским королям:

By MeN, near Hastings, William gains the crown (Герцог Вильгельм завоевал корону в битве при Гастингсе в...)……………………1066

A RaP in Forest New brings Rufus down (Вильгельм II Руфус вступил на английский престол в...)……………………………..1087

Gaul’s CoaSt first Henry hates, whose son is drowned (Король Генрих, сын которого утонул, вступил на престол в…)…………..1100

Принципиальная информация о дате всегда содержится во втором или во втором и в третьем словах строки, которая завершается упоминанием имени монарха и какой-то его особенности. К счастью, в наши дни запоминание дат больше не играет важной роли в изучении истории, однако этот прием может оказаться полезным, если вам нужно запомнить много телефонных номеров, пин-кодов и почтовых индексов.

Есть немало других ситуаций, в которых вербальные мнемонические приемы весьма полезны и широко используются. Представьте, что вы хотите запомнить порядок цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Взяв первые буквы цветов (КОЖЗГСФ), вы составляете фразу: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Будущие медики, изучающие анатомию, часто вынуждены запоминать ничуть не меньше информации, чем ученики Брэйшоу, и мнемонические приемы помогают им в этом.

Названия черепных нервов заучиваются на уроках анатомии с помощью следующего стишка:

On Old Olympia’s Towering Top A Finn and German Vault And Hop. (На макушке старой башни Олимпии финн и немец прыгают и скачут.)

Названия нервов по первым буквам стишка: обонятельный (olfactory ), зрительный (optic ), блоковидный (trochlear ), тройничный (trigeminal ), отводной (abducens ), лицевой (facial ), слуховой (auditory ), языкоглоточный (glossopharyngeal ), блуждающий (vagus ), придаточный (accessory ), подъязычный (hypoglossal ). Считается, что будущие врачи знают конкретные названия нервов, но не всегда могут воспроизвести их в надлежащем порядке.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических приемов - метод, основанный на составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок (линкор , свинья , стул, овца , з амок , ковер , трава , пляж , доярка , бинокль ): на кампусе линкора свинья сидела на стуле , там же была и овца , которая прежде жила в замке ; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа ; сидя там, они увидели доярку , которая наблюдала за ними в бинокль .

Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным (Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы, запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, - только 13%. Недостатком этого метода является то, что он требует весьма основательной тренировки: чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут! Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

© Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. - М.: Питер, 2011.
© Публикуется с разрешения издательства

  • Как улучшить память и научиться запоминать все легко и быстро
  • В какое время суток информация запоминается лучше всего
  • Как тренировать память с минимальными затратами сил и времени

Иван Сеченов называл память «краеугольным камнем психического развития», «основным условием психической жизни». Память является мощной силой, становящейся «основой всего психического развития». Без данной силы каждое ощущение приходилось бы и в миллионный раз чувствовать как в первый. Человек бы лишился возможности уяснять конкретные ощущения с последствиями для психического развития. Поэтому не зря вопрос, как улучшить память, волнует сегодня каждого. Особенно важна отличная память для Генерального Директора, которому приходится учитывать множество аспектов и деталей в своей работе. Для улучшения памяти и внимания можно рекомендовать несколько эффективных методик, которые не потребуют значительных трат времени и сил.

Как улучшить память

1. Лени бой! Человеку, ленивому в своих действиях и мыслях, рассчитывать на хорошую память не приходится.

Мозг предпринимателя работает не так, как у большинства людей. Эта точка зрения получает все больше научных подтверждений благодаря исследованиям.

Мы подготовили полезную статью, в которой рассказываем, чем отличается предпринимательское мышление и как его тренировать.

Бонус! В статье Вы найдете 4 способа тренировать предпринимательский мозг .

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

2. Сосредоточьтесь на процессе запоминания, если хотите улучшить память и работу мозга. Следует слушать, обдумывать, проводить параллели с уже полученными знаниями и своей жизнью. Чем будет больше своих мыслей и чувств, за которые информационный поток «закрепится», тем выше вероятность запомнить нужные сведения.

3. Если что-то забываете: значение слова, цифру из отчета, телефон знакомых, имя певицы – вовсе не обязательно сразу лезть в папки, словари либо Интернет. Постарайтесь приложить усилия – в течение нескольких минут вспоминая нужную информацию самостоятельно. Такой метод будет способствовать развитию и укреплению памяти.

4. Чтение хорошей литературы. Записывайте после прочтения интересной книги сюжет и имена героев произведения. Периодически следует просматривать записи, восстанавливая прочитанное в своей памяти. Это будет способствовать улучшению памяти и внимания, при этом будете действительно эрудированной личностью. Ведь кто еще сможет так легко вспомнить последовательность глав в «Войне и мире» либо имя лошади легендарного Дон Кихота.

5. Больше двигайтесь, занимайтесь спортом и танцуйте. Доказано, что физическая активность способствует улучшению кровообращения мозга, с активизацией психических процессов организма, для восприятия, переработки и воспроизведения соответствующей информации.

6. Заучивание без видения перед глазами образов, понимания, пересказа текста своими словами является невыгодным. Ведь зубрежка дальше оперативной памяти в этом случае не пройдет. Аналогично будут невыгодными попытками учить «до экзамена», «на завтра» и пр. При заучивании следует ставить выбор на пункте «вечно», чтобы лучше запоминать необходимую информацию.

7. Когда запоминаете имя человека, с которым только что познакомились, его следует мысленно ассоциировать с известными личностями или другими своими знакомыми с аналогичным именем. И обязательно стоит что-то от себя добавить «Ксения. Она как Ксения Собчак, но замужем, брюнетка и не ведет передачи». А вот нос точь-в-точь».

8. Повторение – мать учения. Знаменитая фраза сейчас как нельзя кстати. Но повторять следует не по пять раз сразу после прочтения информации, а на протяжении пяти дней по одному разу. И рекомендуется это делать на ночь.

9. Читайте соответствующую литературу. Много ценных и запоминающихся советов по улучшению памяти можно найти в изданиях «Заметки на память» С. Пеунова, «Тайны Памяти» Б. Сергеева, также в литературе Мартина Кунца, Гюнтера Карстена, Гэри Смола, Надиэля Лаппа, Игоря Матюгина и пр.

10. Не стоит расценивать рукоделие устаревшим занятием, которое присуще только для домохозяек или наших бабушек. Ведь известно – вышивание крестиком, плетение различных фенечек, нанизывание бусин – все эти действия положительно влияют на состояние памяти и работу головного мозга человека.

11. Придерживайтесь правильного рациона питания. Следует дополнить свой повседневный рацион продуктами, полезными для активизации работы мозга и состояния памяти. Среди таких продуктов можно отметить морепродукты, рыбу, злаки, растительное масло, улучшая весь процесс запоминания. Порой даже кусочек шоколада может активизировать работу уставшего мозга, придавая дополнительные силы.

12. Во время подготовки к предстоящим переговорам следует окружить себя соответствующими ароматами, которые активизируют процессы запоминания. Можно зажечь ароматическую лампу с подходящими эфирными маслами: лимон, розмарин либо мята.

13. Учите стихи своих любимых поэтов. Ежедневное заучивание стихов, пусть и по одному в день (если трудно, можно ограничиться и четверостишиями) будет очень полезно для активизации мозга и развития памяти. Интересно, например, будет организовать творческие и поэтические вечера со своими родственниками и друзьями. Уже буквально спустя несколько месяцев можно ощутить значительное улучшение памяти.

14. Изучайте иностранные языки. Такой навык будет способствовать улучшению памяти и внимания. К тому же, в погоне за рецептами, как улучшить память, убережете себя от старческого маразма.

15. Известно, что профессиональные «запоминальщики» многозначных чисел имеют бесподобное воображение - в этом их секрет. Числа они представляют в виде растений, животных, всевозможных предметов. К примеру, единицу представляют в виде столба, двойку в виде лебедя, шестерка – замок, восьмерка – матрешка и пр. Чтобы запомнить, например, телефон, 333-18-10, составляют такие предложения: «три ласточки подлетели к столбу и увидели матрешку, сидевшую на соседнем столбе и жевавшую бублик». Если воображение развито недостаточно, можно вместо представления данного изображения просто его нарисовать на бумаге.

16. Когда что-то рассказываете, нужно делать паузы по две секунды, чтобы слова запоминались. Если же хотите, чтобы сказанное вскоре забыли, можно говорить и без перерывов. Для идеального результата рекомендуем говорить образно, чтобы окружающие люди могли создать образы, соответствующие вашей речи.

17. Очень полезно выстраивать ассоциативные ряды. К примеру, необходимо приобрести кокосовые пирожки, молоко и брокколи. Чтобы не забыть о своей покупке, следует представить молочную реку, посреди которой находится остров с кокосовыми пальмами и брокколи. Такие ассоциативные ряды позволят запоминать и рабочие вопросы, запоминая технические параметры и показатели, связанные со своим бизнесом.

18. Полезно создавать парадоксальные образы. Использование данного метода способствует запоминанию необычных, сложных словосочетаний, профессиональных терминов. Старайтесь для этого связывать любое подобное выражение с парадоксальным, ярким, даже некоторым протестным образом.

19. Мысленно расставляйте предметы в определенных местах. Можно представить знакомую для себя улицу, расположив перед подъездами домов все предметы, которые необходимо будет запомнить. Мысленно закрепите за каждым домом определенный предмет – далее прогуливаемся по данной улице и восстанавливаем весь список в своей памяти. Начал применять данную памятку сравнительно недавно, когда узнал о методике актеров театра. Они часто связывают определенную реплику с конкретным местом на сцене, на котором находятся.

20. Выбирайте для запоминания нужной информации оптимальное время суток. Память работает лучше всего в утреннее время, в диапазоне 8-12 часов. Затем постепенно память притупляется до 17 часов. Далее вновь происходит её активизация. Если не очень сильно устали, 19 часов – оптимальное время для восприятия и запоминания информации из сложных графиков и документов, знакомства с отчетами, для которых нужно обрабатывать и сопоставлять значительный объем данных. По крайней мере, на своем опыте такие рекомендации могу с уверенностью подтвердить.

Необычные способы запоминания деловой информации

Как запомнить имя делового партнера. Например, знакомимся с Александром Петровичем Медведевым – гендиректором компании «Ромашка». Для этого можно воспользоваться стикером, пишем с одной его стороны ФИО нашего нового знакомого, с другой – «генеральный директор компании «Ромашка». Данный стикер крепим, скрывая имя партнера. Представляем себе медведя (ассоциация с Медведевым), рядом с автомобилем Lexus (Александр – звучит как Alexis, Lexus), держащим петрушку в руках (Петрович). Далее произносим вслух несколько раз «Медведев Александр Петрович». Данный образ в это время на подсознательном уровне у вас будет связан с именем своего делового партнера. Достаточно будет взглянуть на стикер с указанием его должности, чтобы моментально вспомнить фамилию, имя и отчество человека.

Запоминание сложного названия. В частности, требуется запоминание названий протоколов телефонии VoIP. В этом случае можно использовать простые и запоминающиеся образы вместо технических наборов букв и цифр.

  • IAX2 –второй состав футбольной команды «Аякс»
  • MGCP – ворота (переводятся с английского как media gateway control protocol – и значит «ворота»).
  • Megaco / H.248 – приставка мега;
  • SCTP – поток (с английского обозначение переводит как «ворота»);
  • SCCP – «иссякший».

Из полученных ассоциаций мы собираем фразу – и в итоге запоминаем как «Аякс» забил мяч в ворота – это мегауспех; но поток аплодисментов скоро иссяк». Пусть это и может звучать довольно бессмысленно, но можно довольно легко запомнить.

Запоминание ряда цифр (к примеру, телефонного номера). Если посмотреть на цифровые ряды внимательнее, можно заметить разные по последовательности нисходящие либо восходящие цифры, состоящие из нечетных либо четных цифр, сложные либо простые. К примеру, 674523 – здесь есть нисходящая последовательность четных цифр, 6,4,2, также и нисходящую нечетных цифр – 7,5,3.

Запоминание ключевых идей доклада. На листе бумаги составляем схему (желательно не писать текст от руки, а набирать на клавиатуре, чтобы проще разобрать). Размещаем основной тезис доклада в центре, выписываем прочие важные мысли возле основного тезиса, менее существенные нюансы – на периферии. Можно отобразить связь между данными идеями с помощью линий. Чем очевиднее оказывается связь определенной идеи с основной мыслью доклада, тем линия может делаться толще. Воспользуйтесь для отражения таких связей разными цветами и шрифтами. Благодаря этому методу лучше удается запоминать значительный объем информации (включая точные данные) – то, что необходимо пересказывать, но не нужно заучивать.

  • Приемы мнемотехники: как научиться запоминать быстро и легко

Рассказывает практик

Денис Сологуб, Начальник управления информационных технологий сети супермаркетов «Азбука вкуса», Москва

Я занимаюсь рынком информационных технологий. Поэтому приходится работать с громадными объемами информации, включая цифры. Но при этом легко запоминаю все цифры – хотя, вероятно, это просто особенностей моей кратковременной памяти, не подводящей в ответственный момент. Но считаю, что нужно регулярно заниматься развитием долговременной памяти – важно её тренировать. Достичь такого результата мне удается благодаря регулярному, еженедельному участию в корпоративной игре «60 секунд» - она подобна знаменитой телевизионной передаче «Что? Где? Когда?».

Благодаря этому удается на время отвлечься от повседневной работы, оттачивая при этом свои умения и навыки, упорядочив разрозненную информацию в своем мозгу, логически связывая сведения с прочими известными данными. При этом делать всё нужно довольно быстро – отвечать на вопрос нужно за одну минуту. Благодаря этому формируются новые нейронные связи с положительным эффектом для долговременной памяти.

1. Играйте в шахматы и стратегические игры. Найдите время на решение логических задач. Логическое мышление всегда можно развивать – было бы желание. В том числе могу рекомендовать шахматы и похожие настольные игры (очень интересно поиграть со своими детьми, к примеру). Полезными будут и стратегические компьютерные игры.

Всё это будет способствовать сверхактивному образованию новых нейронных связей в головном мозгу – поскольку игроку приходится просчитывать разные варианты развития событий значительно быстрее по сравнению с повседневной жизнью.

Полученные во время таких игр навыки будут иметь важное значение для успешного бизнеса. Они будут способствовать простоте принятия эффективных решений при поиске стратегических партнеров, совершенствовании продукта и пр. Рекомендую играть в таких игры 1-2 часа – с такой регулярностью, которую сможете себе позволить. Играть меньше часа смысла не имеет – не успеете вникнуть в смысл игры. Если играть больше 2 часов подряд, мозг начинает уставать, сложно воспринимать новые данные.

2. Развивайте наблюдательность. Постарайтесь, к примеру, отмечать на протяжении дня предметы, которые имеют что-то общее между собой. К примеру, определенную марку либо красный автомобиль. Каждый раз нужно добавлять к списку уже объединенных предметов новый, а в конце дня вспоминаем максимальное количество предметов из своей цепочки. Постарайтесь также вспомнить внешний вид всех предметов либо все оттенки красного. Данное упражнение способствует развитию внимательности, с длительным сохранением значительного объема разнородной информации в своей памяти.

3. Принимайте витамины. Регулярно принимаю соответствующие витамины. По мнению врачей, определенные витамины (точнее B, C, E) будут способствовать оздоровлению нервной системы, с ускорением передачи импульсов по нервным волокнам – оказывая положительное влияние для внимания и памяти. Действие витаминов также способствует защите мозга от постоянных стрессов, с частичным избавлением от ощущения хронической усталости. Если вам не нравятся всевозможные капсулы либо таблетки, можно подумать о полезном рационе питания, включая орехи, зелень, цитрусовые, салаты из ростков фасоли и пшеницы.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу