Интернатные учреждения для детей сирот. Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

При невозможности устроить ребенка в семью орган опеки и попечительства принимает меры для устройства ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране:

  • - дом ребенка
  • - детский дом
  • - школа-интернат
  • - приют
  • - центры временного содержания детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны. А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства. Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf (дата обращения 27.11.13г) Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают 8 разных видов:

  • -I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи,
  • -III и IV вида - для слабовидящих,
  • -V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • -VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом,
  • -VII вида - для детей с задержкой психического развития,
  • -VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с36. philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г).

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. По статистическим Сиротство в России: проблемы и пути их решения; Москва 2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г) данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

В нашей стране в настоящее время существует около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. В деревне осуществляется воспитание в семье из 5-8 детей, всей жизнедейтельностью которой руководит одинокая женщина-«мать». Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области в 1996 году. Вторая в Лаврово, под Орлом, и начала свою работу два года спустя Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под общ. ред. В. И. Жукова; РГСУ; : Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с..

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время по-прежнему, большое число детей остается в учреждениях интернатного типа, так как в стране идет непрерывный рост неблагополучных, кризисных семей. Это накладывает на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.

Устройство детей-сирот на семейные формы воспитания давно используется коллективами детских домов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья являются зарекомендовавшими себя и хорошо отработанными в деятельности детских домов формами.

Именно жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получить приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Дома ребенка (Дома малютки).

Бывает «обычным» и «специализированным», например - для больных сколиозом, с пороками сердца, с неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и т.д. Это - некоммерческая организация, финансируемая за счет средств бюджета на основе сметы, а также целевых благотворительных средств, полученных от организаций и физических лиц.

Входит в систему Минздравсоцразвития.

Туда попадают, в основном, дети-отказники, оставленные в роддомах и больницах, и находятся там до 3 лет. В некоторых случаях дети задерживаются и до 4 лет. Далее, если детей не усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, их отправляют в детский дом. Процент семейного устройства детей до 3 лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами, в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину.

В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны.

А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства.

Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детские приюты (детские социальные приюты) Любопытно, что по запросу «приюты временного содержания» Yandex.ru дает 2 млн. ответов. Но из первых 60 - лишь пять касаются детей, а остальные 55 касаются домашних животных, для которых «приютов временного содержания», вероятно, больше. Помимо прочего, «детские приюты» идут в одной графе с «детскими приемниками», хотя по функциям и по составу детей они совершенно различны.

О детских приютах, куда, по логике вещей, должны были бы попадать дети, только что получившие статус сироты, известно немного.

Детские приюты временного содержания задумывались для детей старше 3-х лет - либо для новых сирот, либо для детей, нуждающихся в небольшом периоде «отдыха» от своей обычной семейной ситуации.

Здесь оказываются дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, без жилья и средств к существованию, бродяжничающие. До определения их социального статуса приют предоставляет им место временного пребывания, обеспечивает едой и одеждой, оказывает психологическую помощь, охраняет от асоциальной среды, гарантирует защиту прав. Однако нередко в таких приютах дети живут годами, причем, порой - с неопределенным статусом.

Подчиняются эти приюты, как правило, Министерству здравоохранения и социальной защиты. Существуют и частные приюты, а также - приюты РПЦ.

Таким образом, приют является промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно-образовательных учреждений. В России 615 социальных приютов для детей и подростков.

Детские дома.

Немного в открытом доступе и детальной информации о детских домах, хотя, казалось бы, об их существовании знают все. Например, участники форума усыновителей пишут с иронией: «Приглашаем в нашу компанию настоящего сыщика или помогите найти работника уголовного розыска, который готов помочь. Наверно, можно сделать официальный запрос - в каком-нибудь ведомстве, кому подчиняются детские дома...».

По типам различаются детские дома: для детей дошкольного, школьного возрастов, смешанные, санаторные для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении, специальные (коррекционные) детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа. В России более 1850 детских домов.

Ведомственная принадлежность различных детских домов - вопрос туманный. Хотя порядок жизни в интернатах и детдомах регулируется «Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое было принято правительством РФ в 1995 году, существует несколько видов совершенно различных детских домов и интернатов.

Детские дома, относящиеся к Министерству образования и Департаментам образования.

Среди них - большинство т.н. «детских домов полного цикла» и общеобразовательные школы-интернаты для сирот, предоставляющие сиротам полное среднее образование, порой - достаточно высокого уровня, позволяющее поступать даже и в ВУЗы.

Детские дома, относящиеся к Министерству здравоохранения и социального развития.

Это, в основном, детские дома и школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, а также Дома ребенка (Дома малютки).

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают разных 8 видов:

  • - I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи;
  • - III и IV вида - для слабовидящих;
  • - V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • - VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом;
  • - VII вида - для детей с задержкой психического развития;
  • - VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью. Детские дома, относящиеся к Департаментам семейной и молодежной политики Москвы.

Это относительно новое явление, причем, как выясняется, в 2008 году даже предполагалось, что большинство или даже все «московские детские дома и школы-интернаты перейдут из департамента образования в новый - семейной и молодежной политики. Но тогда учреждения для детей-сирот остались в ведении образования, так они занимаются образованием, и основным, и дополнительным». Однако многие Детские дома все же были переданы из системы Департамента образования позднее, совсем недавно - начиная с 01.10.2011. Будет ли этот процесс развиваться дальше - не ясно.

Детские дома семейного типа. К сожалению, дети, только что признанные сиротами, практически никогда не попадают туда. Однако, такие детские дома, наряду с патронатными семьями, могли бы служить достаточно перспективной формой временного семейного устройства детей (до нахождения постоянного варианта), получивших статус сирот.

В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

  • 1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и другие центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
  • 2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырехквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.
  • 3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

Интернаты.

В обычном случае дети в интернатах - не сироты. В школе-интернате дети находятся 5 дней в неделю. Они могут находиться в интернатах по причинам проблем здоровья или специфики образования (в советское время существовали даже школы-интернаты для одаренных детей - физико-математические, музыкальные, физкультурные и т.п.).

Многие дети находятся там потому, что либо родители самостоятельно не справляются с их обучением, либо потому, что в России вообще пока слабо развито интегративное обучение и неинтернатное образование для детей с особыми педагогическими нуждами. Кроме того, высок процент детей, живущих и обучающихся интернатах, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где в советское время проводилась интенсивная интернетизация детей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни.

Однако также существуют и детские дома-интернаты, школы-интернаты для сирот и т.п., где учатся и живут сироты.

По типу школы-интернаты для детей-сирот бывают: общеобразовательные (для детей без проблем в личностном развитии), вспомогательные (для детей с незначительными отклонениями в развитии), для детей с глубокой умственной отсталостью. В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот.

Кадетская школа-интернат - отдельный и особый вид школы-интерната. Далеко не все кадеты - сироты, однако определенная доля (порой значительная) сирот в таких школах есть.

Кадетские школы - попытка возродить дух русской армии и традиции просвещенного офицерства. Остается лишь надеяться, что этот опыт окажется удачным.

Ведомственная принадлежность школ-интернатов - Министерство образования и науки РФ.

Социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам).

Таких центров насчитывается несколько видов. Наиболее известны Центры социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действуют они при школах-интернатах, детских домах, а иногда и фактически являются бывшими и перепрофилированными детскими домами, которые в последнее время в регионах активно расформировывают и перепрофилируют.

Центр социальной адаптации должен оказывать социальную, психологическую, правовую поддержку сиротам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, трудоустраивает выпускников интернатов, защищает их права и интересы, предоставлять им временное жилье. Кроме того, в Центре могут помочь восстановить потерянные документы, оказать помощь в сборе необходимой документации для получения жилья или оформления субсидий и пенсий и в других подобных вопросах.

Как правило, такие Центры относятся к органам опеки и попечительства и тому ведомству, которое их курирует в конкретном регионе. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Психолого-медико-педагоигческие комиссии.

Нельзя обойти вниманием такую структуру в системе устройства детей-сирот, как психолого-медико-педагоигческая комиссия (ПМПК) - орган, определяющий судьбу ребенка, поведение которого признается его окружением дезадаптированым. То есть, в поле зрения этой комиссии может попасть любой ребенок, поведение которого признается любыми взрослыми представителями его социального окружения дезадаптированным. В случае с ребенком сиротой эта комиссия встречается на его пути на нескольких этапах:

  • - в случае лишения родителей родительских прав, при принятии решения о его дальнейшей судьбе (направлении в детский дом или в специализированный интернат);
  • - в момент, когда ребенок поступает в детский дом из Дома малютки или приюта временного содержания;
  • - в ситуациях, когда в местах пребывания ребенка (в детском доме, учебном учреждении и т.п.) его поведение признается неадекватным.В заключение к данному подпункту дипломной работы можно сделать следующий вывод.

В целом, очевидно, что система государственного участия в проблеме детей-сирот запутана, громоздка, немобильна и не отвечает современным требованиям. В то же время только государственная машина обладает ресурсами для того, чтобы решить эту сложнейшую проблему. Сейчас мы наблюдаем процесс переосмысления на федеральном уровне логики решения проблемы сиротства:

  • - взят курс на семейное устройство детей в семьи;
  • - создаются новые надведомственные структуры, призванные проводить единую государственную политику в этой сфере;
  • - проводится работа с общественным мнением посредством информационных кампаний;
  • - декларируется готовность работать в данном направлении с общественными организациями, поддерживать и распространять лучшие практики. В данном контексте роль и значение некоммерческих организаций, благотворительных фондов, фокусирующихся на решение проблема сиротства, должна возрастать. Эти организации могут выступать партнером для государственных органов в их повседневной работе, привлекать внимание общества к наиболее болевым точкам, привносить свой опыт и знания по работе с разными категориями (кровными и приемными семьями, выпускниками детских заведений и проч. и проч.) В следующей главе дипломной работы рассмотрим основные технологии социальной работы в стационарных учреждениях.

1.1. Характеристика учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обстановка с беспризорными становиться все острее. Во многих семьях по разным причинам, основная из которых все те же экономического характера, родители спиваются, забывая о детях. А те, видя постоянные пьянки, драки, не находя даже куска хлеба, уходят из дома, живут в подвалах, на чердаках.

Приюты, детские дома – слова для нас, казалось бы, прочно забытые, снова возвратились в нашу речь.

Страшная статистика сирот при живых родителях растет, возрастает число учреждений для таких детей.

К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками;
социально – реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты); учреждения здравоохранения -дома ребенка и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети – сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, или объявлены умершими (в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по разным причинам.

К основным причинам относится: отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; иные случаи признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке.

Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет. По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

Целевая установка всех детских домов – это социальная защита
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.

Детский дом – государственное интернатное воспитательное учрежденние для детей – сирот в возрасте от 3 до 18 лет, некоторые такие учреждения преобразованы в школы – интернаты.

Школа – интернат – учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение ребенка с 7 до 18 лет в школу – интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих.

Основные задачи учреждения:

· Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

· Обеспечение социальной защиты, медико– психолого – педагогической реабилитации воспитанников.

· Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.

· Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

· Охрана прав и интересов воспитанников.

Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

Режим дня, обеспечивающий научно – обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением.

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

· Разновозрастные (не более 8 человек).

· Одновозрастные (до 4 лет – не более 5 человек, от 4 лет и старше –
не более 10 человек).

Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных ном, и определяются исходя из потребности (численности).

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

При проведении занятий в 1 – 11 классах по иностранному языку,
в 5 – 11 классах – по трудовому обучению, физической культуре, в 10 – 11 классах – по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого – педагогической и медико – педагогической комиссии.

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляются в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

В учреждение принимаются:

· дети – сироты

· дети, отобранные у родителей по решению суда

· дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

Воспитанники учреждения имеют право на:

· Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами.

· Защиту своих прав и интересов.

· Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации.

· Удовлетворение потребности в эмоционально – личностном общении.

· Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

· Развитие своих творческих способностей и интересов.

· Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

· Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относится к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников входят:

· наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно – психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

· организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно – оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

· медицинский контроль за выполнением санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима;

· осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно – гигиенических требований в процессе трудового обучения;

· работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно – просветительских знаний.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги – психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.

Основными задачами детского дома семейного типа являются – создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их согласия.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

1. находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

2. имеющие заболевания, при наличии которых, нельзя взять детей на воспитание;

3. лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

4. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

5. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

6. являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно – профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно – профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями) исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

1. Средства учредителя (учредителей).

2. Имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом).

3. Добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

4. Другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные средства в течение года изъятию не подлежат.

В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат на попечение родителей всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Правительством Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.

Появление таких учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот следующий:

1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.

2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.

3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.

Негосударственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплектуется по согласованию учредителей и органов управления образованием через органы опеки и попечительства городских, районных отделов образования или органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Комплектование учреждения детьми осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Уставе учреждения обязательно должны быть оговорены вопросы приема детей, их вывода (с разрешения только органов опеки и попечительства), выпуска (ответственность за дальнейшую судьбу выпускника в первые годы самостоятельной жизни, обеспечение социальных гарантий не ниже предусмотренных государством).

Механизм взаимоотношений негосударственного учреждения для детей – сирот и органов управления образованием регулируется Учредительным договором между учредителями и детским домом в том случае, если орган управления образованием является одним из учредителей.

Орган управления образованием может не быть в числе учредителей негосударственного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае отношения органа управления образованием и детского дома определяются Соглашением взаимных обязательств по комплектованию, финансированию, обучению, контролю и помощи, с стороны, и гарантией соблюдения прав и интересов детей, с другой.

Детские деревни (SOS – Киндердорф) – заведение для воспитания детей – сирот в условиях, приближенных к семейным.

Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным.

В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.

Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей.

Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск.

Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS – австрийский
педагог – гуманист Герман Гмайнер.

Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.

На конец 2001 года в домах ребенка находилось 160 чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на конец 2002 года – 182 человека.

Дети, нуждающиеся в таких учреждениях, как правило,

10 % «отказные», 90 % - из семей «группы риска» - лишенные родительских прав, находящиеся в заключении, на лечении в психиатрических больницах, бомжи и т.д.

В детские дома поступают дети, в основном, по несколько лет скитавшиеся по подвалам, давно утратившие связи с семьей. Подавляющее большинство их приобщилось к алкоголю, табаку, другим вредным привычкам. У них, зачастую, утрачены обычные бытовые навыки, они не придерживаются правил гигиены. В основном, все с нервными расстройствами, повышенной агрессивностью, страдают различными хроническими и кожными заболеваниями, задержкой психического развития.

Социальные приюты для детей и подростков – специализированные детские заведения стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико – психолого – педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создают государственными органами, общественными организациями, их учредителями могут быть и частные лица.

Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальные центры для временного содержания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в семьи граждан.

Все это, с нашей точки зрения, делает актуальным изучение особенностей психического развития детей, воспитывающихся в детских домах.


По социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление...

Достойного Человека». 2. Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома 2.1 Организация и проведение исследования Изучение особенностей социальной адаптации детей Тарногского детского дома. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Измерить уровень социальной адаптации в Тарногском детском доме в возрасте от 12–17 лет. 2. ...

Проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности. 1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - ...

Однако без соответствующего финансирования. В результате все финансовое бремя по поддержанию приемной семьи (а оно немалое) полностью ложится на местный бюджет. Глава 3. Анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом 3.1 Западный опыт детских домов семейного типа Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. Для Советского Союза ее вроде бы и не...

Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).